Неделя по Рождестве Христовом

Православный календарь - Годовой круг Воскресных Евангельских чтений

Евангелие от Матфея гл. 2, ст. 13-23

Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

И там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

"Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет".

По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

И говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

И, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назареем наречется.

 


 

 

Из проповедей протоиерея Валентина Амфитеатрова

Едва мы отпраздновали день праздника Рождества Христова, еще не умолкли голоса пастырей с ангелами, воспевающими славу мира на земле, и вот уже снова грех распространяет свои сети над миром. Явился Спаситель с небес на землю, и уже Ему на земле угрожает опасность. Его хотят убить.

Опасность для человеческой жизни Иисуса Христа была страшная. Судя по-человечески - неминуемая. Но Господь Бог, попускающий злым людям жить и действовать по их злой воле, хранит незримо своих избранных "как зеницу ока", - предотвратил от Иисуса Христа опасность просто, именно: внушив праведному Иосифу мысль оставить Вифлеем, оставить Иудею, покинуть родину и отечество и бежать в другую страну.

Это событие из жизни Иисуса Христа содержит в себе много назидательного и утешительного.
Указан пример всем нам не вдаваться в явные и очевидные опасности, но употреблять все данное благоразумие, чтобы удалиться от них. Что было бы тогда, если Иисус Христос не был бы унесен в Египет? Могло быть то же, что и с 14000 младенцев, т.е. Его убили бы во младенчестве. А что было бы, если бы совершилось это злодейство? Тайна искупления человеческого рода замедлилась бы. Беззаконным преступлением злобствующей толпы людей, угодников хитрого Ирода, смущен был бы Сам Предвечный Совет о спасении человечества.

Нет, этого не могло быть! Все и всякие злодейства в мире представляются бессильными, когда кого Господу Богу угодно спасти от них. Злодеи убивают младенцев тысячами. Смерть уносит души детей в небеса, где ходят незаходимые зори блаженства, где ангельские хоры воспевают славу вышнего мира, соединяющего с землею небеса. Но между этими сонмами мучеников нет Того, ради Которого совершено неслыханное в мире злодейство.

Его Мать в своих объятиях, при охране древоделателя, т.е. простого плотника-столяра, унесла в страну, далекую от места злодеяний. За простоту людей праведных Господь внушил Обручнику с Невестой Неневестною верное благоразумие.

Путешествие в Египет освящено чудесами необыкновенными. В одном пустом месте напали на трех путников разбойники и хотели отнять у них осла, на котором были везены скудные жизненные и дорожные припасы пищи и белья. Но один из разбойников, увидев Младенца, увлекся Его красотой. Он запретил своим товарищам обижать странников. Матерь Божия благодарила благоразумного разбойника и низводила на него обещания от Господа. Обещания исполнились, и воздаяние дано было ему на кресте, где произошло через тридцать два года, свидание Спасителя с ним. И сказал ему Господь: "Ныне же будешь со Мною в раю!" (Лк. 23, 43).

Когда же Иисус Христос принесен был в Египет и внесен в Иерополисский языческий храм, то, статуи, находившиеся в этом здании, пали. Это предание передает святой Епифаний в своем назидательном поучении; оно же поется и читается в акафисте Пресвятой Богородице: "возсиявый во Египет просвещение истины, отгнали еси лжи тьму; идолы бо его, Спасе, не терпящее Твоея крепости, падоша; - сих же избавльшиеся вопияху к Богородице:

- Радуйся, исправление человеков;
- Радуйся ниспадение бесов;
- Радуйся , прелести державу поправшая;
- Радуйся, идольскую лесть обличившая!"

Св. отец назидает нас, чтобы и мы ниспровергли идолов в себе самих. Так называет он страсти. Ниспровержение их возможно только при частом молитвенном произнесении достопамятных имен Спасителя и Пресвятой Богородицы.

И если всегда необходимо ниспровержение страстей, то преимущественно в наступившие святые дни, когда мир и плоть расточают столько соблазнов для верующих, - к винопитию, многоядению, сквернословию, распутству.

Приложим старание, чтобы в эти святые дни не бесчестилось Имя Христа, но прославлялось везде и всегда! Аминь!